Педагогические научно-исследовательские организации

Педагогические научно-исследовательские организации
   — научные учреждения (институты - НИИ, центры, кафедры высших педагогических учебных заведений), осуществляющие фундаментальные и прикладные исследования по проблемам педагогики. П.н.-и.о. обобщают и распространяют прогрессивный педагогический опыт, занимаются подготовкой и повышением квалификации научно-педагогических кадров, создают учебную и методическую литературу, оказывают научно-методическую помощь органам образования. В России первыми научно-исследовательскими учреждениями в области педагогики стали Педагогический музей военно-учебных заведений (1864-1917) в Соляном городке в С.-Петербурге (в 1918 на его базе создан Центральный педагогический музей) и Педагогическая академия (1907-15) в С.-Петербурге (Петрограде). В 1919-21 образованы центральные научные институты: физкультурно-педагогический, естественно-педагогический, гуманитарно-педагогический, музейно-экскурсионный и НИИ - детского чтения, клубной работы, ритмического воспитания и др. На базе этих институтов созданы НИИ: в Москве - методов школьной работы и методов внешкольной работы (оба - 1923-31) и Ленинграде - Государственный институт научной педагогики (1924-39). Крупным научным учреждением был НИИ педагогики при 2-м МГУ (1926-31). В 1931 в результате реорганизации были образованы Институт марксистской педагогики (на базе НИИ методов школьной педагогики; до 1937), Центральный НИИ политехнического труда (с 1937 ЦНИИ средней школы), НИИ педагогики национальностей (1932-37), Программно-методический институт, НИИ планирования и организации народного образования; НИИ детской литературы и детского чтения. Три последних института объединились в 1933 в Центральный НИИ педагогики, в 1937 создан Центральный НИИ начальной школы. В 1938-43 московские научные педагогические институты объединились в Государственный НИИ школ. В 1943 создана Академия педагогических наук (АПН) РСФСР, в которую первоначально вошли 4 НИИ - теории и истории педагогики, методов обучения (с 1944 НИИ общего и политехнического образования), психологии (1944, на базе Института психологии, осн. в 1942 при Московском университете), дефектологии (1944, на базе Института дефектологии, осн. в 1920), затем ещё 7 НИИ - возрастной физиологии и физического воспитания (осн. в 1944 как Институт школьной гигиены), художественного воспитания (1947), национальных школ (1949), дошкольного воспитания, производственного обучения (оба в 1960), вечерних (сменных) и средних школ (1960, Ленинград), школьного оборудования и технических средств обучения (1965). В 1966 образована Академия педагогических наук СССР, в которую вошли 15 институтов (12 из них образованы на базе институтов АПН РСФСР). Были также созданы научно-исследовательские организации: в Казани - НИИ профессионально-технической педагогики (1976), в Москве - НИИ управления и экономики народного образования (1985), в Новосибирске - Институт информатики и вычислительной техники (1986). Функционировали при Министерстве просвещения РСФСР (60-е - начало 90-х гг.) - республиканский НИИ школ и НИИ национальных школ; при Министерстве просвещения Дагестанской АССР - Институт школ (1944), а также НИИ проблем высшей школы Министерства высшего и среднего образования СССР (1974), Всесоюзный НИИ профессионально-технического образования Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию (1963, Ленинград).
   В 1991 создана Российская академия образования (РАО), куда вошли институты АПН СССР. В состав РАО (2002) входят: Институт теории образования и педагогики, Институт педагогических инноваций, Институт управления образованием, Психологический институт, Институт дошкольного образования и семейного воспитания, Институт возрастной физиологии, Институт коррекционной педагогики, Государственный НИИ семьи и воспитания, Институт художественного образования, Институт педагогики социальной работы, Институт общего среднего образования, Сибирский институт образовательных технологий (Новосибирск), Институт образования Сибири, Дальнего Востока и Севера (Томск), Институт среднего профессионального образования (Казань), Институт профессионально-технического образования (С.-Петербург), Институт образования взрослых (С.-Петербург), Институт информатизации образования. Научно-исследовательская работа ведётся также в исследовательских центрах и региональных отделениях РАО, учреждениях системы Министерства образования РФ и др.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 191-192)
   См. также Российская академия образования (РАО)
   Ч30е(2)л

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Смотреть что такое "Педагогические научно-исследовательские организации" в других словарях:

  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ — науч. учреждения (ин ты, центры, кафедры), осуществляющие фундаментальные и прикладные исследования по проблемам педагогики, обобщение и распространение опыта развития пед.науки и образования в России и за рубежом, подготовку и повышение… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Педагогические общества —         добровольные объединения педагогов учителей, деятелей педагогической науки и др. работников народного образования, имеющие целью участие в разработке актуальных проблем теории и практики обучения и воспитания.          В России первые П.… …   Большая советская энциклопедия

  • Государственный институт научной педагогики — (ГИНП) научно исследовательский институт, основанный в Ленинграде постановлением Наркомпроса РСФСР от 19 июля 1924 г. при Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена на базе Всероссийского педагогического музея, экскурсионного и… …   Википедия

  • СССР. Общественные науки —         Философия          Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… …   Большая советская энциклопедия

  • Педагогика — I Педагогика (греч. paidagogike)         наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения.          Основными категориями …   Большая советская энциклопедия

  • Педагогика — I Педагогика (греч. paidagogike)         наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения.          Основными категориями …   Большая советская энциклопедия

  • Высшее образование —         совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры. Под термином «В …   Большая советская энциклопедия

  • Индонезия — (Indonesia)         Республика Индонезия (Republik Indonesia).          I. Общие сведения          И. государство в Юго Восточной Азии. Расположено на островах Малайского (Индонезийского) архипелага, простирающихся между континентальной Азией и… …   Большая советская энциклопедия

  • Федеративная Республика Германии —         ФРГ (Bundesrepublik Deutschland).          I. Общие сведения          ФРГ государство в Центральной Европе. Граничит с ГДР, Чехословакией, Австрией, Швейцарией, Францией, Люксембургом, Бельгией, Нидерландами, Данией. Омывается Сев. морем… …   Большая советская энциклопедия

  • Мексика — (Méjico, México)         Мексиканские Соединённые Штаты (Estados Unidos Mexicanos).          I. Общие сведения          М. государство в юго западной части Северной Америки. На С. граничит с США, на Ю. В. с Гватемалой и Белизом. На З. и Ю.… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»